четверг, 7 февраля 2013 г.

я приехала на Камчатку



Там, где просыпается солнце, лежит полуостров Камчатка. Беспокойная эта земля — часто дрожит от землетрясений, захлебывается от волн Тихого океана, горит под лавой вулканов...

В 1947 году после окончания медицинского института я приехала на Камчатку. Проработала 35 лет, из которых почти половину - в Корякском национальном округе - так притягивает Север

В тот год на Камчатку мы приехали втроем - три Надежды - Заикина, Плотникова и я. Из Петропавловска нас направили в больницы разных районов, и больше мы, к сожалению, не встречались. Если подруги помнят обо мне, очень хочу, чтобы отозвались.

За годы работы я намотала по тундре сотни километров — на нартах, ботах, верхом на лошади, а то и пешком. Не раз плутала в пургу, замерзала в снегу, тонула... По молодости это казалось романтикой, а сейчас, спустя десятилетия, пережитое вспоминаю с мурашками по коже, поскольку иные события могли стоить мне жизни.

Вот, к примеру, такой случай. В январе 1948 года приехал нарочный с сообщением, что в поселке Усть-Пахачи вторые сутки не может родить женщина, фельдшеру требуется помощь врача.



Быстро собралась и на выездной нарте директора совхоза отправилась на вызов. Я занялась роженицей, каюр, который должен был дождаться меня и привезти обратно, пошел к знакомым попить чайку.

Часа через три я освободилась — родился мальчик весом около 4 кг. Когда вышла, чтобы возвращаться домой, то поняла, что каюр, мягко говоря, не в форме, ехать с ним опасно. Но тот клялся, что все будет в порядке, домчит меня с ветерком. Ничего другого не оставалось, как отправиться в путь.

Время было к полуночи, мороз до 30 градусов. Проехав примерно половину пути, на крутом спуске каюр не удержал нарту, и она перевернулась. Мы оказались в снегу, собаки поволокли лежащую на боку нарту в поселок.

Каюр, падая, повредил ногу, двигаться самостоятельно не мог. Впрочем, идти было бесполезно: ночь, мороз, до поселка далеко, снег глубокий, с одной стороны плещется Тихий океан, с другой — гряда сопок.

На мне были меховая куртка и валенки, но все равно вскоре почувствовала, что замерзаю, хоть и прыгала, растирала лицо и колени.

Уже далеко за полночь неожиданно появилась собачья упряжка - пришло
спасение! Оказывается, собаки притащили опрокинутую нарту к месту стоянки ездовых собак. К счастью, там еще был рабочий. Когда появилась упряжка с нартой на боку, он и организовал наши поиски.

Я очень тогда простудилась, обморозила лицо и колени. Долго боролась с воспалением легких, залечивала раны на коленках. С тех пор они у меня постоянно мерзнут, а теперь еще и болят.

Жаль, что в ту пору не было «ЗОЖ»: лекарств тогда не хватало, и вестник был бы хорошим советником. Тем более на Камчатке много целебных ягод и трав, которые применяются при лечении разных недугов, а я не знала, как готовить отвары, настои, соки.

Сейчас вот читаю «ЗОЖ» и понимаю, как бы он помог мне в моей работе на далекой Камчатке.

Адрес: Кулаковой Надежде Михайловне, 141254 Московская обл., Пушкинский р-н, пос. Заветы Ильича, ул. Салтыкова, д. 6.

Комментариев нет:

Отправить комментарий